Календарь

Лапостки

Лапостковая часть, как правило, делится на две (иногда – на три) составляющих: лапостки и передвижки (реже – ещё и ладанка-реликварий, от слов ладан и реликвия).

Лапостки – иногда их называют лепестки и/или ладонки (от слова ладонь) – представляют собой выполненные из плотного, но гибкого износоустойчивого материала (как правило – из толстой кожи) равносторонние или равнобедренные треугольники.

Треугольная форма лапостков символизирует Троичность Бога (т.е. Пресвятую Троицу): Бог – Отец, Бог – Сын, и Бог – Дух Святой: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.» (Ин.5:7-8).

Бог Отец – Вседержитель – является творцом всего сущего (всего видимого и невидимого); Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца; Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца, со Отцем и Сыном споклоняем и сславим.

Человек, созданный по образу и подобию Божию, также троичен: он состоит из духа, души и тела; сознание его состоит из воли, чувства и разума; он существует, познаёт и действует…

Троичная сущность Творца также проявляется в триединстве окружающего нас мира. Триединство буквально пронизывает всю природу: материя состоит из массы, энергии и информации; атомы состоят из протонов, нейтронов и электронов; все вещества могут иметь твёрдое, жидкое и газообразное состояние; окружающее нас пространство измеряется высотой, шириной и длиной, и т.д., и т.п. Весь мир состоит из множества взаимодействующих объектов, каждый из которых, так или иначе, проявляет себя тройственным образом: испытывает на себе внешние воздействия, изменяется под внешними воздействиями, и сам воздействует на окружающую среду. Фундаментальные модели триединства существуют практически во всех науках: математике, физике, химии, электронике, истории, экономике, психологии, социологии, и т.д., и т.п.

Также треугольник лапостков символизирует Всевидящее Око Божие (всеведение Божие), «ибо око Господа на всех людей» (Зах.9:1), «ибо очи Мои на всех путях их; они не скрыты от лица Моего» (Иер.16:17) .

Зачастую встречаются лапостки, представляющие собой треугольник с усечённой вершиной в месте крепления их к лестнице. Иногда эта «усечённость» только внешняя, т.к. вершины лапостков просто скрываются под «лестницей» в местах их крепления. Существуют равносторонние лапостки, что более символизирует Троичность Бога и Его Всевидящее Око.

Встречаются также лапостки, которые по форме напоминают каплю, либо листок дерева (лепестки), и т.п. Такие лапостки не меняют своего символизма, а всего лишь являются творческим проявлением мастера, их изготавливающего. Как бы там ни было, необходимо всегда помнить, что не человек создан для лестовки, а лестовка изготавливается для человека. А человек, как известно, создан по образу и подобию Творца (Быт.1:26; Быт.5:1) – т.е. создан, чтобы среди прочего также и творить во славу Божию: «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию» (2-еКор.4:15).

Благодаря именно творческой сущности человека, очень часто, посредством теснения, вышивки, вязания, аппликации и т.п. рукоделия, лапостки украшаются различного рода изображениями, узорами, орнаментом и/или символикой. Здесь нет никаких ограничений в выборе материала – от обычной пряжи (одноцветной или разноцветной), кожи, искусственного либо природного бисера, и заканчивая дорогими нитями, серебром и даже золотом.

Встречаются даже лапостки с вышитыми (либо теснёнными) на них изображениями святых Апостолов-Евангелистов, а также Ангелов, либо херувимов, которые символически изображались возле Евангелистов в виде ангела (возле Иоанна Богослова), льва (возле Марка), вола (возле Луки) и орла (возле Матфея).

Размеры лапостков встречаются самые различные – от очень больших, размером с книгу, до маленьких, умещающихся в кулак. Но практика показывает, что размер лапостков может быть индивидуален для каждого владельца лестовки. Наиболее оптимальные лапостки те, что свободно размещаются на открытой ладони владельца (отсюда их другое название – ладонки), и не препятствуют доступу к передвижкам (о них мы поговорим чуть позже).

В большинстве случаев лапостки сшиваются между собой попарно, в виде ёлочки (верхняя пара как бы насаживается на нижнюю пару, обнимая своим основанием её вершину). Иногда лапостки не сшиваются между собой, а просто вершинами пришиваются к краям лестницы, а остальные углы либо скрепляются между собой, либо остаются свободными. Также бывает, что лапостки сшиваются между собой не вплотную по сторонам, а посредством «перепонок», оставляя между собой свободное пространство для передвижек и/или ладанки-реликвария.

Ещё один вид крепления лапостков – «домиком» – это когда нижние лапостки располагаются перпендикулярно верхним (которые не сшиваются между собой). При этом верхние лапостки выглядят, как крыша домика, а нижние выглядят, как корпус домика.

Две пары лапостков, пришитых к лестнице в виде ёлочки, символизируют две скрижали, на которых Сам Бог Своим Перстом написал заповеди Моисею: «И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх.31:18). Заповеди на скрижалях были написаны с обеих сторон: «И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его [были] две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было» (Исх.32:15). Таким образом, четыре лапостка, сшитых попарно, символизируют четыре стороны двух скрижалей завета Божия.

По преданию, на одной скрижали Богом были написаны первые четыре заповеди – об отношении человека к Богу (Исх.20:2–11):

1) Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

А на второй скрижали были написаны следующие шесть заповедей – об отношении человека к человеку (Исх.20:12–17):

5) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6) Не убивай.

7) Не прелюбодействуй.

8) Не кради.

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10) Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Эти десять заповедей, разделённых на отношение человека-к-Богу и человека-к-человеку, Спаситель в Новом Завете выразил двумя простыми заповедями:

1) «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37; Мк.12:30; Лк.10:27). «Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф.22:38). Верхняя пара лапостков, которая как бы накрывает и огибает нижнюю пару, как раз и символизирует эту величайшую заповедь.

2) «Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39; Мк.12:30; Лк.10:27). Нижняя пара лапостков подобна верхней паре, и символизирует эту заповедь.

После того, как Господь изрёк эти величайшие заповеди, Он сказал: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:40). Таким образом, лапостки символизируют собой также и весь закон, и всех пророков.

Также четыре лапостка символизируют 4-х апостолов-евангелистов: Марка, Матфея, Луку и Иоанна Богослова. Лапостки обшиваются окантовкой, символизирующей Евангельское учение, которое, по словам Господа, «проповедано будет по всей вселенной» (Мф.24:14). Поэтому четыре лапостка также символизируют четыре конца земли.

Известно, что всякая лестница нуждается в опоре. Если это лестница жёсткая, то ей необходимо как минимум две опоры – одна внизу, другая – вверху. Если это лестница гибкая (например – верёвочная), то ей надо хотя бы за что-то зацепиться в верху, но чтобы её не шатало из стороны в сторону, необходимо ещё иметь и надёжное крепление внизу. Так вот лапостки, со своим тайным смыслом, также ещё символизируют и опоры для лестницы нашего духовного восхождения: одна – нижняя, «земная» опора – нижняя пара лапостков; и другая – верхняя, «небесная» опора – верхняя пара лапостков.

Подводя итоги символике лапостков, можно сокращённо сказать примерно следующее: обшитые окантовкой и сшитые попарно четыре лапостка символизируют десять заповедей Божиих, переданных людям через Моисея в двух скрижалях (на четырёх сторонах), которые были сведены Спасителем до двух основных заповедей, и которые проповеданы по всей Вселенной четырьмя Апостолами-Евангелистами в своих Евангельских учениях. На этих заповедях выстраивается и держится вся наша вера. Именно эти заповеди являются опорами для лестницы нашего духовного восхождения, «ибо в них весь закон и Пророки» (Мф.22:40).

Учитывая символику лапостков, иногда на них (как правило – с внутренней стороны) пишутся либо заповеди, либо имена святых Апостолов-Евангелистов, либо молитвы им.


Смотрите также:

- Передвижки в лестовке

- Ладанка-Реликварий в лестовке

- Изображениями с лестовками (иконы, картины, фотографии)