Календарь

История происхождения лестовки

Конкретной и однозначной истории возникновения лестовки пока нет. То ли потому, что никто вплотную не занимался исследованием данного вопроса, то ли занимались, но ничего конкретного не нашли… С уверенностью можно сказать только то, что лестовка является усовершенствованной вервицей.

Вервица – это чётки, представляющие собой тонкую (как правило – шерстяную) верёвку с определённым количеством завязанных на ней узелков. Среди дошедших до наших времён святоотеческих преданий, в книге «Номоканон» (правило 87-е), сказано, что Василием Великим из Кесарии (330-379 гг., день памяти – 14 января) заповедано монахам творить Иисусову молитву по вервице, имеющим 103 узелка: «Да творит безкнижный монах за полунощницу вервиц десять; за утреню вервиц два десять; за часы вервиц десять; за девятый час, и вечерню десять; за вечерню десять. Вервица же да имать узлы, сто и три; на всяком же узле да чтеть преднаписанную молитву».

«Изобретение» вервицы зачастую приписывается не Василию Великому, а преподобному Пахомию Великому (умер в 346-м году, день памяти – 28 мая), основателю монашеского общежития. Известно, что Василий Великий бывал у Пахомия Великого, и заимствовал многие его идеи по организации общежительной монашеской жизни, которые впоследствии он с успехом реализовал в своём монастыре.

Действительно ли преподобный Пахомий изобрёл вервицу, или увидел у кого, – история об этом умалчивает. Но вот о чём история нам рассказывает: известно, что Пахомий изначально был языческим жрецом, потом – воином, и когда в одном из походов он, в составе войска, вошёл в христианское поселение, то увидел там добродушие и любовь, что собственно и затронуло струны его души. Пахомий стал интересоваться христианской верой, и вскоре сам стал христианином. Учитывая вышесказанное, и ни в коем случае не желая умалить заслуги Пахомия Великого перед Церковью Христовой, можно допустить, что преподобный Пахомий узнал о способе моления по вервице от тех же христиан, от которых принял веру, а может даже от монахов-пустынножителей, с которыми он безусловно общался, собирая опыт для монашеской жизни. Кто-нибудь из тех монахов также вполне мог передать Пахомию Великому «идею» вервицы. Как бы там ни было, в любом случае велика заслуга Пахомия Великого в деле распространения вервицы среди воинства Христова.

Судя по времени жизни святых Пахомия Великого и Василия Великого, к середине IV-го века вервица была уже довольно широко известной в узких кругах (т.е. среди монахов). Поэтому вполне возможно предположить, что изобретена она была несколько раньше жизни святых Пахомия и Василия. Но в связи с тем, что ни в Ветхом Завете, ни в Евангелии, ни в Деяниях Святых Апостолов, нигде не упоминается даже намёка на какие-либо чётки, можно предположить, что вервица была изобретена намного позже жизни Святых Апостолов. Выходит, что вервица, как устройство для молитвы христиан, могла быть изобретена примерно во II-м – III-м веке нашей эры. Но это всего лишь логическое предположение, не претендующее на истину в высшей инстанции.

Как именно была изначально устроена вервица – доподлинно пока не известно. Вполне возможно, что лестовка копирует её устройство (12-[1]-38-[1]-33-[1]-17). Но мы видим, что число 103, заповеданное Василием Великим, соблюдено в лестовке (речь идёт о лестнице от «Земли» до «Неба»). И понятно для чего (точнее – для кого) была вервица придумана: для некнижных (т.е. не обученных грамоте) монахов, которые на первых порах не могли читать молитвенные правила по книгам.

Скорее всего, сперва вервица не была связана в кольцо и имела вид простой верёвки. Со временем (когда именно – доподлинно пока не известно) вервица приобрела вид замкнутого кольца, с кисточкой и/или крестиком (а может даже и без оных).

С годами вервица перестала быть «атрибутом» только некнижных монахов, т.к. «некнижность» – состояние временное, и, ещё «вчера» неграмотные монахи, уже «завтра» становились грамотными священниками. Но, имея навык молитвы по вервице, монахи уже не могли, да и не хотели оставлять сие Богоугодное дело до конца своих дней, обучая этому душеполезному занятию вновь прибывающих в ряды воинства Христова. Таким образом, вервица широко распространялась среди всех христиан: как среди монашествующих, так и среди подражавших им благочестивых мирян, и к IX-X векам уже была неотъемлемой частью большинства верующих Византийской церкви, как духовное оружие.

Когда и кем было задумано плести вервицу из кожи – сейчас тоже никто точно сказать не сможет. Среди русскоязычного населения бытует мнение, что это изобретение имеет древнерусские корни. Вполне возможно, хотя пока не доказуемо. И к тому виду и символике, которые мы рассматриваем, лестовка наверное «пришла» не сразу «вдруг», а претерпевала различные изменения, пока не обрела нынешние формы. Очевидно, что символизм лестовки создавался людьми мудрыми, великой души и высокой духовности, стяжавших Духа Святаго и имевших благодать Божию.

Грешно будет утверждать, что якобы лестовку сперва «случайно» изобрели, а потом наполнили её «каким-то там» смыслом и символизмом. Также не правильно будет утверждение о неканоничности и неблагодатности лестовки, т.к. она, дескать, более позднего происхождения, чем, например, вервица.

Давайте немного поразмышляем на эту тему. Например, первые христиане вообще не совершали крестного знамения. В какой-то период времени христиане совершали крестное знамение одним пальцем. Также существовало крестное знамение (и в некоторых церквях существует до сих пор), которое начинается не ото лба, а от горла. Первично Иисусова молитва не имела того вида, в каком мы знаем её сейчас. В житии некоторых святых описано, что они не творили Иисусову молитву, а просто непрестанно произносили имя Христа: «Иисусе», и имели при этом великую благодать Божию. Когда-то не было церковных уставов и служб в том виде, в каком они есть сегодня...

Возникает закономерный вопрос: так ЧТО же благодатнее, и ЧТО каноничнее?: ТО, что было ко-гда-то, или ТО, что существует сейчас? Вопрос весьма риторический и многогранный. И ответ на него тоже не может быть односложный. Ясно одно: если нам передали это святые отцы наши, то это и канонично, и благодатно.

Поэтому, дорогие братья и сестры, берегитесь от подобных рассуждений и осуждений, чтобы не коснулись вас слова Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф.23:23; Лк.11:42). Поэтому лучше нам и ТО чтить, и ЭТО почитать. Ибо «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31).

Как уже было сказано в самом начале (во вступительном слове), с лестовкой на многих иконах изображается великий русский святой преподобный Серафим, чудотворец Саровский (дни памяти – 01 августа и 15 января). На единственном прижизненном портрете, иеромонах Серафим изображён не с чем-либо, а именно с лестовкой. К стати, его лестовка сохранилась до наших дней, и находится в Иоанно-Богословском монастыре деревни Макаровка Саранской епархии. Кроме того, изображение иеромонаха Серафима Саровского с лестовкой в руках, находится на стенной росписи Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя – кафедрального собора нашей Церкви – именно там, где теперь избирают патриархов РПЦ (МП). Неужели, после всего вышеописанного, кто-то осмелится предположить, что батюшка Серафим, который при жизни сподобился увидеть Господа нашего Иисуса Христа, к которому много раз являлась Сама Царица Небесная, мог иметь при себе что-либо неблагодатное? И тем более такую духовную вещь, как лестовку. Можно смело утверждать, что святой преподобный Серафим Саровский был не единственным в своём монастыре (а уж тем более – в России), кто молился по лестовке.

В те времена лестовка была не просто распространённым атрибутом христиан, а чуть ли не главным и единственным духовным оружием. К сожалению, по чьему-то злому умыслу, на Руси было создано общественное мнение, что лестовки якобы являются символом раскола, и на этой почве «успешно» и незаслуженно были вытеснены даже не традиционной вервицей, а католическими чётками. Видать кого-то очень сильно раздражали «мечи духовные» в виде лестовок. Кто бы это мог быть…?

Кроме преподобного батюшки Серафима, также с лестовкой в руках на некоторых иконах изображаются и другие святые, в земле Российской просиявшие:

Преподобный Сергий Радонежский, всея России чудотворец (день памяти – 31 января, 18 июля, 08 октября);

Святая праведная Иулиания Лазаревская, Муромская (день памяти памяти – 15 января);

– Преподобная Евфросиния – Супруга Дмитрия Иоановича Донского (вел. кнг. Евдокия Димитриевна, дни памяти – 30 мая и 20 июля). Ростовой образ св. княгини, представленной на фоне обители, с лестовкой в руке, находится в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках;

– Преподобный Еразм Печерский, в Ближних печерах (дни памяти – 9 марта и 11 октября). Иконописные подлинники XVIII-XIX вв. под 24 февраля предписывают изображать преподобного Еразма таким образом: «Подобием сед, брада аки Николина, попростее или покороче Сергиевой и поуже, ризы преподобническия, на главе схима, в руках четки, то есть лестовка» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 279; кр. вариант – ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 126 об., 30-е гг. XIX в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 75);

– Преподобный Дамиан, целебник Киево-Печерский, в Ближних печерах (день памяти – 11 октября). В сводном подлиннике XVIII в. Г.Д. Филимонова под 5 октября о нем сказано: «Подобием надсед, брада подоле Богословли, в клобуке, ризы преподобническия, правая рука благословенна, в левой лестовка» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 167);

– Преподобная Евфросиния Суздальская (день памяти – 8 октября). В руководстве для иконописцев 1910 г., преподобная Евфросиния описана как «очень худая от поста, лицом красивая; одежда ее – подрясник, мантия, на голове – куколь с апостольником; в левой руке лестовка и хартия со словами Пресвятой Богородицы к ней: Скверна не примесится телеси твоему» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 26);

Святая благоверная Анна Кашинская (день памяти – 15 октября);

Преподобный Марк Молчальник (Саровский) – великий сподвижник батюшки Серафима, прославлен от Господа нетлением мощей и чудесами, в 1988 году был местно прославлен в Соборе Тамбовских святых;

Преподобная схимонахиня Александра (Мельгунова) (день памяти – 26 июня) – первоначальница Дивеевской обители, в 2000-м году была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а в 2004 году её имя было внесено в общероссийский календарь;

Преподобная схимонахиня Марфа Кирсановская, чудотворка Тамбовская (день памяти – 14 сентября) – прославлена в лике местночтимых Тамбовских святых в 1988 году). Известно, что во время обретения её честных мощей в 2005-м году, в гробу было обнаружено две лестовки (одна в руках святой, а другая – под возглавницей), которые теперь выставлены для почитания;

Преподобный Герман Аляскинский (дни памяти – 9 августа и 26 декабря) изображён на иконе Северо-Американских святых с лестовкой в руках.

Представленный выше перечень далеко не полный. К сожалению, после революции 1917-го года и 70-ти летнего бесчинства Советской власти, много старинных книг и икон, являвшихся национальным достоянием, безвозвратно утеряны для нас. Но можно с уверенностью сказать, что если провести серьёзные научные изыскания, то перечень святых, которые когда-то изображались на картинах и иконах с лестовкой в руках, можно будет увеличить в разы (а может даже и в десятки раз).

Также лестовка фигурирует на многих исторических картинах известных русских художников. Сюда можно отнести:

– «Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году.» (1885 г.); «Путешествие Аввакума по Сибири.» (1898 г.) (художник – Сергей Дмитриевич Милорадович, 1851-1943 г.г.);

– «Никита Пустосвят. Спор о вере. («прения о вере» 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи»)» (1880-1881 гг.) (художник – Василий Григорьевич Перов, 1833-1882 гг.);

– «Святая Русь.» (1901-1906 гг.); «Преподобный Сергий Радонежский.» (1899 г.); «Пустынник.» (1888 г.); «Юность Преподобного Сергия.» (1892-1897 гг.); «Великий постриг.» (1889 г.); «Труды Преподобного Сергия Радонежского.» (триптих 1896-1897 гг.); «Святой Сергий.» (художник – Михаил Васильевич Нестеров, 1862-1942 г.г.);

– «Боярыня Морозова.» (1887 г.); «Посещение царевной женского монастыря.» (1912 г.) (художник – Василий Иванович Суриков, 1848-1916 г.г.);

– «Против воли постриженная.» (1887 г.) (художник – Николай Сергеевич Матвеев, 1855-1939 г.г.);

– «Царь Иван Васильевич Грозный.» (1897г.); (художник – Виктор Михайлович Васнецов,1848-1926 гг.);

– «Святой Преподобный Сергий Радонежский (Троице-Сергиева лавра).» (1908-1913 гг.); «В горнице древнерусского дома.» (художник – Аполлинарий Михайлович Васнецов,1856-1933 гг.);

– «Спор о вере» (1867 г.) (художник – Дмитрий Егорович Жуков, 1841-1903 гг.);

– «По старой вере.»; «В храме.» (1910 г.); «В старообрядческом монастыре.»; «Девушка-старообрядка.»; «Скит.» (художник – Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов, 1873-1954 гг.);

– «Портрет А. Баркова со свитком и лестовкой.» (1826 г.) (художник – Николай Дмитриевич Мыльников, 1797-1842 гг.);

– «Канун.» (1909 г.); «Божьи люди.» (1916 г.) (художник – Владимир Александрович Кузнецов, 1878-1960 гг.);

– «Митрополит Филипп отказывается благословить царя Иоанна Грозного.» (1875 г.) (художник – Василий Владимирович Пукирев, 1832-1890 гг.);

– «Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года.» (1856 г.) (художник – Павел Фёдорович Плешанов, 1829-1882 гг.);

– «Царь Иоанн Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи.» (художник – Клавдий Васильевич Лебедев, 1852-1916 гг.);

– «Старообрядческие архимандриты.»; «Старообрядческие монахи.»; «Старообрядческий монах.» (художник Федор Григорьевич Солнцев, 1801-1892 гг).

И это тоже далеко не полный перечень.

Судя по времени жизни художников, а также судя о временах, изображённых на картинах, лестовка была очень распространена на Руси, и была неотъемлемым атрибутом не только старообрядчества, но и благочестивой христианской жизни.

Из современных художников ярким примером, где изображается лестовка, можно выделить следующие картины:

– «100 веков.», или «Вечная Россия.» (1988 г.), художник – Илья Сергеевич Глазунов (1930 г.р.);

– «Патриарх Никон возвращается из ссылки в Ново-Иерусалимский монастырь.» художник – Борис Викторович Черушев;

– «Преподобный Сергий. Чудо об источнике.»; «Преподобный Сергий. По Руси.», художник – Сергей Николаевич Ефошкин (1960 г.р.);

– «Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.» (1995 г.), художница – Сайда Мунировна Афонина (1965 г.р.);

– «Молитва.», «Послушник.», «Победа Пересвета.», «Царёво молчание.», «Благословение преподобного Сергия.» (2005 г.), художник – Павел Викторович Рыженко (1970 г.р.);

– «Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским.» (1999 г.), художник – Сергей Владимирович Чикуньчиков (1972 г.р.);

– «Ярослав Мудрый.», художник – Владислав Анатольевич Нагорнов (1974 г.р.);

– «Марфа-посадница.» (2008 г.), художник – Николай Парфенович Комаров (1959 г.р.);

– «Возвращение.»; «Освящение источника.», художник – Сергей Георгиевич Серов (1948 г.р.);

– «Осень. Сергий Радонежский.», художник – Игорь Кривов (1984 г.р).

– «Вечерняя молитва.» (2000 г.), художник – Андрей Вениаминович Сибирский (1961 г.р).

– «Преподобный Илья Муромец в пещерной келье.» (2010 г.), художник – Наталья Леонидовна Климова (одна из иллюстраций книги "Небесные заступники" (Москва, издательство "ДарЪ", 2010 год, копирайт Климова Н.Л., илл.), http://pravkniga.ru/news.html?id=7945.

Список этот также можно продолжать.

Во многих старорусских православных печатных изданиях есть статья «Сказание о лестовке и о молитве Иисусовой». Далее приводится отрывок из этой статьи:

«Подобает христианину всегда лестовку в руках держати и молитву Исусову непрестанно повторяти: и в церкви и дома и по торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и на всяком месте. Творити же молитву сию Исусову тако: Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Кто молитву сию Иисусову творит непрестанно, како воздухом дышит, то после перваго года вселится в него Дух Святый, после втораго внидет в него Христос Сын Божий. После третьяго же года внидет к нему Отец. И внидет в него и обитель в нем сотворит Святая Троица. И поглотит молитва сердце человеку тому и сердце поглотит молитву. И станет взывати непрестанно сию молитву днем и нощию. И будет свободен человек той от всех сетей вражиих. Хочешь ли, брате, научится умственной молитве сердечной? Внимай прилежно. Прежде бо тебе подобает творить молитву Исусову негромко вслух тихим гласом. Когда же насытятся уста произношением молитвы, тогда глас стихает. Затем шопотом продолжается и тогда умом подобает взирати и приникати к произнесенному в гортани. Таковым образом, как бы сама собой начнет приходити в движение и действовати умственная сердечная молитва, на всяко время, во всяком деле, на всяком месте. В начале противу воли подобает творити молитву, принуждая себе усердно, и егда навыкнет, то станет аки птица парящая сама обращаться в уме человека. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веком. Аминь.». (Древлеписьменный Гранограф, л. 239). Из написанного выше мы видим, что старорусские благочестивые традиции предписывали иметь лестовки всем христианам: как монашествующим, так и мирянам.

Богородичные лестовки имеют более позднее происхождение, чем традиционные (классические) лестовки. Скорее всего, они «начали быть» после раскола русской церкви в середине XVII века. В те времена, когда была произведена попытка «окатоличивания» русского православия, судя по всему, и были «внедрены» розарии. Но самобытность, стойкость и несгибаемость русского народа, не дали прочно закрепиться розариям в народном быту, хотя свой серьёзный отпечаток в нашей истории они всё же отставили, тем более, что сама по себе идея розария неплохая для благочестивой жизни. Основная идея (символизм) розария заключается в почитании в разные дни недели так называемых «Тайн». Их в католицизме четыре группы (Радостные, Светлые, Скорбные, Славные), каждая из которых содержит по пять тайн, каждая из которых почитается одной большой и десятью короткими молитвами. Мы не будем здесь вдаваться в подробности символики розария. В любом мало-мальски серьёзном справочнике и/или словаре о розарии можно почерпнуть достаточно сведений. Раскроем лишь самые главные его «характеристики». Классический розарий имеет как раз 50 маленьких бусинок, с разделением через каждую декаду одной большой. Сперва в розарии идёт большая бусинка, а потом идут 10 маленьких (в отличие от наших чёток). Также в католичестве существуют розарии на 150 и 200 маленьких бусинок, разделённых через 10 большими. Ещё в розарии, как и в лестовке, имеются и дополнительные бусинки (их пять – две большие и одна маленькая), с которых начинается и которыми заканчивается выполнение молитвенного правила.

О богородичных лестовках в старых книгах мы ничего не находим. У хранителей древлего благочестия (то бишь у старообрядцев) о богородичных лестовках как правило упоминается вскользь, с указанием, того обстоятельства, что в старообрядчестве они имеют минимальное распространение. На одной из икон Преподобный Серафим Саровский изображён с Богородичной лестовкой «второго типа» (см. главу «Разновидности лестовок» ). Поэтому вполне очевидно, что богородичная лестовка второго типа имела своё место в былые времена, как «симбиоз лучшего» в молитвенном деле, ещё более насыщая символикой, и без того ею «насыщенную», лестовку. К стати, у католиков существует мнение, будто лестовка произошла именно от розария. Чтобы доказать это, или опровергнуть, необходимо всерьёз, с научной точки зрения, подойти к изучению данного вопроса. А пока такое мнение существует лишь как частное, наряду с другими, «конкурирующими», и даже противоположными мнениями.

В различных источниках часто можно встретить фразу: «Лестовка, принятая в Старообрядческой Церкви…». Наверное правильно было бы заменить слово «принятая» на слово «сохранившаяся». Лестовка – давно уже не редкость. Тем не менее, на сегодняшний день, из православных христиан постсоветского пространства, о лестовке хорошо знают только старообрядцы и единоверцы. Подавляющее большинство православных христиан Московского и Киевского Патриархатов, о лестовке не имеет даже малейшего понятия. Многие православные, имея у себя иконы батюшки преподобного Серафима с лестовкой в руках, даже и не догадываются о том, что это не обычные чётки. Некоторые христиане вообще считают, что там, где на иконе нарисованы лапостки, на самом деле изображена пушистая кисточка (воскриль).

В наше время лестовки (и их разновидности) изготавливаются и применяются по назначению всеми старообрядческими церквями и согласиями, а также во многих монастырях Украины, России, и даже Греческими монахами на Святой Горе Афон.

Кого-то может смутить устоявшееся мнение, что лестовки якобы являются атрибутом только старообрядчества. К сожалению, не многие знают, что Поместным собором Русской православной церкви, проходившим 30 мая – 2 июня 1971 года в Троице-Сергиевой лавре, были отменены клятвы на старые обряды, которые были наложены Большим Московским Собором в 1667 году. Тем самым, старые обряды (речь идёт о Русской Православной Старообрядческой Церкви) признаны равно спасительными, как и новые. Кроме того, указом Святейшего Патриарха от 3 июля 2009 года при Покровском храме в Рубцове города Москвы был учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, где, среди прочего, рассматриваются вопросы по взаимодействию со старообрядчеством. Потому и лестовки не могут быть ке-либо порицаемы либо пренебрегаемы. Из глубины веков к нам дошла пословица: «Лестовка – Христова лесенка, она в рай ведёт». В связи со всем вышесказанным, говорить о неканоничности и о неблагодатности лестовок – занятие весьма сомнительное, необоснованное, и даже опасное.

Известно, что в былые времена лестовки, наряду с деньгами, вещами и продуктами питания, подавались нуждающимся как милостыня. По сегодняшний день во многих историко-краеведческих музеях России и Украины, наряду с одеждой священнослужителей и мирян разных сословий также находятся лестовки, что лишний раз подтверждает широкую распространённость лестовок во времена Российской Империи, и даже раньше.

Бытуют истории, что лестовки встарь якобы (едва ли не поголовно) служили средством для наказания нерадивых домочадцев. Может где-то, когда-то, с кем-то, нечто подобное и было, но это скорее исключение из правила, чем традиция. Ведь шлёпать по мягким тканям такой святыней, как лестовка – это примерно то же, что бить Библией по голове. Скорее всего, кто-то кого-то где-то когда-то тоже бил Библией по голове, но об этом лучше даже не вспоминать, как не заслуживающем внимания («…в верх таких не берут, и тут про таких не поют…» – В.С.Высоцкий). Поэтому подобные россказни не следует принимать всерьёз.

Как и любые чётки, лестовка помогает творить молитву не только дома, но и в пути, в транспорте, общественных местах, на работе, и т.д., заполняя свободное время не праздными и/или греховными мыслями, а благочестивым делом – молитвой. Находясь с христианином, лестовка помогает всегда помнить о Божественном, о Вечном, концентрируя внимание на молитве, что в свою очередь способствует благородному поведению и недопущению каких-либо недостойных поступков.


Смотрите также:

- Молитвенные правила для лестовки

- Как обращаться с лестовкой

- Изображениями с лестовками (иконы, картины, фотографии)